Лукичева Елена Владимировна, музыкальный руководитель

Партнерское взаимодействие музыкального руководителя и родителей в процессе организации культурно – досуговой деятельности детей

«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети

учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной

  деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».

В. А. Сухомлинский

 

Семья – это величайшая ценность, созданная человечеством за всю

историю своего существования, это целый мир для ребёнка. В семье он учится

любить, терпеть, радоваться, сочувствовать, приобретает первый опыт

общения.

Именно в семье формируется личность малыша и его художественно- эстетические наклонности.

Основной принцип ФГОС ДО - сотрудничество дошкольной организации

с семьёй. В этом направлении одной из важнейших задач является

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение

компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и

укрепления здоровья детей. На решение данной задачи направлена работа

всех педагогов ДОО, в том числе и музыкального руководителя.

Очень важно с первых дней посещения ребёнком ДОО найти контакт с

родителями, сделать их своими партнёрами и соратниками, чтобы и в семье, а

не только в детском саду, для дошкольника были созданы благоприятные

условия для общения с музыкой.

Цель

Объединение музыкального руководителя и родителей в развитии музыкальных способностей детей посредством поиска новых форм сотрудничества для обеспечения качества музыкального образования дошкольников.

С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей).
Задача музыкального руководителя: 

1. Развивать музыкально – художественную деятельность родителей и приобщать к музыкальному искусству.

2. Организовывать совместную  деятельность музыкального руководителя и родителей в музыкальном воспитании детей.

3. Активизировать участие родителей в различных мероприятиях ДОУ.

4. Формировать у родителей навыки в совместной музыкальной, творческой и игровой деятельности с детьми.

Актуальность:

Взаимодействие музыкального руководителя  с родителями способствует повышению педагогической компетентности родителей, положительно влияет на качество воспитания и развития дошкольников, позволяет осуществить личностно – ориентированный подход к каждому ребенку, дает возможность самосовершенствоваться педагогам.

Принципы взаимодействия с родителями:

1. Доброжелательный стиль общения (позитивный настрой на общение является  прочным фундаментом взаимоотношений)

2.Индивидуальный подход (педагог должен чувствовать настроение родителей, Здесь пригодиться человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации)

3.Сотрудничество, а ненаставничество. (Современные родители в большинстве своем грамотные , осведомленные  и конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать детей. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, заинтересованность разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь – главный ключ во взаимоотношениях педагога с родителями.

Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьей. В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.

Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя, педагогов и родителей детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. 

В детский сад № 83 я пришла в сентябре  2018 года, до этого работала в детском саду № 14, который является садом закрытого типа. Специфика детского сада № 14 не позволяет осуществлять работу с родителями в полной мере.

По результатам анкетирования , которое провела в начале 2019 года, я сделала вывод, что многие родители заинтерисованы в музыкальном развитии  детей и многие согласны  оказать помощь и участие в проведении музыкальных мероприятий (сшить костюм, нарисовать декорации)

Существуют множество форм работы с родителями.

Взаимодействие с семьей осуществляется в следующих формах:

1.Информационный блок:

- «Родительская почта»

Способствует выявлению интересов, потребностей,

запросов родителей, установлению эмоционального контакта между

педагогами, родителями и детьми, помогает выявлению семейных талантов.

В специальных закрытых ящиках, шкатулочках, родители могут поместить

анонимные записки с вопросами, замечаниями и предложениями по работе

музыкального руководителя, по содержанию музыкального воспитания в

образовательной организации с целью их дальнейшего обсуждения.

- «Копилка достижений»даёт возможность поделиться интересными

материалами и семейными достижениями, а также оставить отзыв о работе

музыкального руководителя.

- «Копилка добрых дел».Здесь музыкальный руководитель может выразить

благодарность родителям и детям за помощь, участие в конкурсах, концертах.

- На родительских собранияхродителям предоставляется информация о

музыкальном воспитании и развитии дошкольников, о программах и

технологиях, используемых в музыкальной деятельности, о планах на

предстоящий период. Тематика выступлений может быть самой разнообразной:

- «О роли семьи в эстетическом развитии малыша»

-  «Давайте поговорим о музыке »

- «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»,

- «Слушание музыки в эмоционально-личностном развитии детей дошкольного возраста»

- «Развитие творческих способностей средствами музыки» и др.).

Также на родительских собраниях обсуждаются организационные вопросы,

связанные с подготовкой к праздникам и развлечениям (участие родителей,

костюмы), оговаривается помощь в оформлении к праздникам, в организации

совместных посещений музыкальных спектаклей, кукольного театра,

циркового представления и т.д.

-Консультациииспользуются для оказания помощи родителям в

музыкальном воспитании ребёнка в семье. Они проводятся как в устной

форме, с лично обратившимися родителями, так и в виде печатных

материалов, в виде буклетов или статей на специальном информационном

стенде или в папке-передвижке.

Темы консультаций могут быть самыми

разными в зависимости от потребностей родителей

«Музыка в семье дошкольника»

«Музыкотерапия для дошколят»

«Как определить уровень музыкальных способностей вашего ребёнка?»

«Как воспитать у ребёнка интерес к музыке?»

«Приёмы развития певческого голоса»

«Об обучении детей игре на детских музыкальных инструментах»

«Домашний концерт»

 «Всё начинается с колыбельных песен, потешек, сказок»,

«Самый семейный праздник»

«Народные праздники и

традиции»

- Индивидуальные беседы. Их тематика также разнообразная, возникающая

по инициативе одной из сторон. Цель педагогической беседы – обмен

мнениями по тому или иному вопросу.

Примерные темы бесед:

«Охрана слуха и голоса ребёнка»,

«Какую музыку должен слушать ребёнок в определённом возрасте?»,

«Десять причин для обучения ребёнка музыке»

«Как помочь вашему ребёнку красиво и правильно петь?»,

«Внешний вид ребёнка на музыкальном занятии и праздничном утреннике»

- Наглядно-педагогическая пропаганда в «Родительских уголках»

родители знакомятся с информацией о предстоящем празднике, с

музыкальным репертуаром, получить помощь по созданию предметно-

музыкальной среды в семье. В родительских уголках размещаются памятки и

рекомендации по развитию музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки

«Что такое музыкальность?»

«От природы музыкален каждый!»

«Музыка начинается в семье»

«Целебная сила музыки»

«Влияние музыки на психику ребёнка»

«Рекомендации по слушанию музыки с детьми»,

«Композиторы - детям»

«Домашний оркестр»

«Особенности формирования

музыкальности у дошкольника»

«В свободную минутку» и пр.).

- Музыкальная библиотека и фонотека.Это фонотека и видеотека с

музыкой для танцев, детскими песнями, записями шедевров мировой

классики, детскими сказками, музыкой для релаксации, детскими песнями из

мультфильмов и детскими музыкальными фильмами. Картотека и фонотека

музыкальных инструментов. Буклеты и книги по развитию певческих умений

и навыков, методические рекомендации по вопросам развития музыкально-

двигательной деятельности. Весь материал музыкальной библиотеки и

фонотеки доступен для каждого родителя.

- Газеты и фотовыставкиособенно привлекают внимание мам и пап. Они

содержат отчёты о проведённых праздниках, развлечениях, театрализованных

постановках, сопровождаются небольшими стихотворениями.

-«Дни открытых дверей», открытые просмотры ООД, экскурсии по

образовательному учреждению.Для вовлечения родителей в музыкально-

образовательный процесс традиционно проводятся открытые занятия, на

которых мамы и папы вместе с детьми «овладевают» всеми видами

музыкально-певческой деятельности, исследуют природные возможности

голосового аппарата, особенности взаимодействия его со слухом, движением,

включаются в музыкально-творческий процесс. Благодаря таким занятиям

постепенно из пассивных зрителей родители превращаются в активных

участников - «помощников» в решении задач музыкального воспитания, что

даёт позитивные результаты.

Также при проведении «Дней открытых дверей» родители знакомятся с

музыкальными центрами («Музыкальными уголками») в группах,

оборудованием музыкального зала, выставками совместного творчества и

другими материалами для развития художественно-эстетического творчества у детей дошкольного возраста.

- Использование социальных сетей (компьютерных ресурсов).

Компьютерные технологии используются для популяризации музыкального

воспитания в семье. На сайте дошкольной организации создаётся раздел

музыкального воспитания («Музыкальная страничка»), где в доступной для

родителей форме рассказывается о достижениях детей, о том, над чем можно

поработать в домашних условиях, даются рекомендации по проведению дней

рождений и семейных праздников, о том, какую музыку предпочтительнее

слушать детям данного возраста и т.д.

- Персональный сайт музыкального руководителя детского садатакже

призван сделать родителей участниками полноценного музыкально-

образовательного процесса в ДОО, повысить их педагогическую

компетентность в вопросах музыкального воспитания дошкольников. Здесь же музыкальный руководитель может рассказать о том, какие учреждения

дополнительного образования, расположенные в непосредственной близости

от детского сада помогут ещё эффективнее развить у ребёнка певческие,

танцевальные, исполнительские и прочие навыки.

Наиболее интересной инновационной формой развития интереса у детей

и родителей к музыкальным занятиям и музыке в целом могут стать

размещаемые на сайте интерактивные игры, нацеленные на изучение

музыкальной грамоты, а также слайдовые презентации, посвящённые

интересным событиям, проходившим в детском саду. Важно отметить, что

подобные материалы помогают и детям лучше усвоить полученные знания, и

родителям быть информированными, чем занимается их ребёнок в детском

саду, в каком направлении развиваются его интересы, что можно

дополнительно узнать по пройденной теме.

 

2 Практический блок:

-Анкетирование. Цель - выявление условий музыкального развития ребёнка в

семье.

-Совместная культурно-досуговая деятельность. Данное направление

может быть представлено такими формами как праздники, вечера досуга,

игры-путешествия и прочее. Темы данных мероприятий берутся самые

разнообразные, при этом обязательно учитываются интересы детей и их

родителей.

Здесь следует отметить, что в организации совместной культурно-

досуговой деятельности самое главное - это активное включение родителей в

проводимое мероприятие. Они должны стать активными участниками, а не

пассивными зрителями.

Когда родители активно участвуют в исполнении песен, танцев, играют в

оркестре и театрализованных постановках,  родители лучше понимают, как нелегко ребёнку выполнить то, или иное задание,  и  такая совместная деятельность детей и родителей под руководством музыкального руководителя позволяет создать настоящий творческий процесс, который непременно позитивно скажется на оптимизации детско-родительских взаимоотношений.

- Театральные постановки с участием родителей. Родители с

удовольствием откликаются на предложение принять участие в детских

мероприятиях: сыграть небольшую роль, изобразить на колокольчиках звук

капели или дождя, устроить раскаты грома, маленькими зеркальцами

изобразить «блеск сокровищ», подыграть на ударных музыкальных

инструментах и многое другое.

- Музыкальные семейные творческие гостиные, конкурсы. Конкурсы

семейных талантов, презентации национальных раритетов, семейных

традиций.

Эта интересная форма работы помогает родителям группы лучше

познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания,

активизировать творческое общение родителей с детьми.

-Семейный клуб – ещё одна интересная форма взаимодействия педагогов с

родителями. Целью таких встреч является активизация творческого потенциала родителей и детей в разных видах художественно-музыкальной деятельности.

Возможные темы:

«Радость общения», «В гостях у семьи», «За чашкой чая»

-Школа молодой семьи - это знакомство молодых родителей с методами и

приёмами развития музыкального творчества («Сядем рядком да поговорим

ладком!»), с музыкально-эстетическими играми и детским фольклором

(«Влияние музыкальных игр на развитие ребёнка»), изготовление родителями

книжек-малышек («Моя первая колыбельная») и совместное творчество

бабушек, мам и детей («Матрёшки», «Кукла-самокрутка»).

- Гость группы - мероприятие с участием приглашённого родителя,

представителя семьи для ознакомления с русскими национальными обычаями,

обрядами, музыкальной культурой, творчеством и пр.

- Мастер-классыразвивают художественно - эстетический вкус, творческие

способности родителей и детей, формируют педагогическую компетентность и вовлекают семьи в воспитательно-образовательную деятельность детского

сада.

Возможные темы:

«Создай лучший костюм!»

«Цветы в подарок!»

«Снаряжение для богатырей»

«Создание совместных песенников»

«Народная игрушка своими руками»

«Мастерим музыкальные игрушки всей семьёй!»,

«Играем вместе с детьми».

- Проектынаправлены на объединение усилий образовательной организации

и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребёнка. В процессе

работы над проектом создаётся детско-взрослое сообщество: «дети – педагоги

родители», где происходят такие процессы как содействие друг другу,

сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности,

особенности каждого, его желания, права и обязанности.

 Возможные темы проектов:

«Что за прелесть эти сказки!»

«О чём говорит музыка?»

«История скрипки»

«Путешествие нотки»

«Откуда родом театр?»

«В Стране Светофории»

 «В гости к Царице Воде»  Результат проектов –  совместные

мероприятия по заявленной теме.

- Тематические выставки совместного творчества– одна из

эффективных форм работы с родителями.

Темы выставок:

«Музыкальные игрушки-самоделки»

«Слушаем и творим!»

«Мы рисуем Музыку!»

«Семейное древо»

«Семейные традиции»

«Сочиняем и рисуем сказку!»

«Мой любимый город»

«Золотые руки наших бабушек»

«Ёлочка-ёлка»

- Мини-музеи. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы

педагога, воспитанников и их семей. Для создания групповых коллекций

открыток, значков, предметов по определённой теме

«Музей музыкальных инструментов»

«Музей Ёлочки»

«Музей куклы»

«Памятники и обелиски»,

«Музей цветов»

Родителями предоставляются альбомы с фотографиями, предметы быта и искусства, хранящиеся в семье.

- Виртуальные игры в социальных сетях- это одно из нововведений.

Викторины и кроссворды для совместной деятельности родителей и детей «По страницам былин»

«Любимые композиторы»

«Найди дом музыкальному инструменту»). Ответы на вопросы отправляются на почтовый адрес детского сада. Выявляются победители и лауреаты и объявляются результаты.

- Дневник достижений или портфолио. В дневнике достижений на

информационном стенде по художественно-эстетическому творчеству

размещаются фотографии, сделанные во время досуговых мероприятий и

конкурсов, рисунки, результаты участия в конкурсах и достижения ребёнка в

области художественно-эстетического развития. Портфолио создаётся

совместно с родителями.

В своей практике я использую  следующие формы работы с родителями.

На каждой возрастной группе заведена папка «Работа с родителями по музыкальному воспитанию. В которой указаны дни и часы приема для родителей по вопросам музыкального воспитания. Так же вложены консультации и практический музыкальный материал.

Заведена в детском саду «Копилка достижений», где размещены по группам разделы (отзывы родителей успехи и достижения детей)

Так как в детском саду проводятся родительские собрания, запланировала посещение раз в год на каждую группу с целью выступлений.

Привлекаю родителей участвовать  в культурно – массовых мероприятиях.

(День матери – подготовительная группа, Новый год – 1 младшая группа)

В социальной сети контакт создана группа «Все о музыкально воспитании для родителей», где выкладываются стихи к праздникам, песни,  разный материал о музыке, музыкальных инструментах, композиторах, советы родителям по музыкальному воспитанию).

Использую такую форму работы, как музыкальная фонотека с целью закрепления музыкального материала.  Родители в любое время могут перекинуть материал на свой флеш – накопитель.

Перспективы:

Продолжать тесное сотрудничество с родителями, используя предыдущие формы и внедряя новые.

1. Музыкальные проекты и презентации.

2. Организовать школу молодой семьи.

3. Приглашение тех родителей, которые работают в сфере музыки, театра.

4. Оформить картотеку интерактивных игр.

5. Проведение мастер – классов.

6. Организация тематических выставок.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой

эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует его

вкусы и предпочтения.

Успех музыкального развития ребёнка непосредственно зависит от

тесного сотрудничества, взаимопонимания, такта, терпения между семьёй и

коллективом образовательной организации. Только творческий союз педагогов и родителей может наполнить жизнь ребёнка интересными событиями.

17 июня 2020 в 09:01

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.