Лукичева Елена Владимировна, музыкальный руководитель
Партнерское взаимодействие музыкального руководителя и родителей в процессе организации культурно – досуговой деятельности детей«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе». В. А. Сухомлинский
Семья – это величайшая ценность, созданная человечеством за всю историю своего существования, это целый мир для ребёнка. В семье он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать, приобретает первый опыт общения. Именно в семье формируется личность малыша и его художественно- эстетические наклонности. Основной принцип ФГОС ДО - сотрудничество дошкольной организации с семьёй. В этом направлении одной из важнейших задач является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. На решение данной задачи направлена работа всех педагогов ДОО, в том числе и музыкального руководителя. Очень важно с первых дней посещения ребёнком ДОО найти контакт с родителями, сделать их своими партнёрами и соратниками, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для дошкольника были созданы благоприятные условия для общения с музыкой. Цель. Объединение музыкального руководителя и родителей в развитии музыкальных способностей детей посредством поиска новых форм сотрудничества для обеспечения качества музыкального образования дошкольников. С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей).
1. Развивать музыкально – художественную деятельность родителей и приобщать к музыкальному искусству. 2. Организовывать совместную деятельность музыкального руководителя и родителей в музыкальном воспитании детей. 3. Активизировать участие родителей в различных мероприятиях ДОУ. 4. Формировать у родителей навыки в совместной музыкальной, творческой и игровой деятельности с детьми. Актуальность: Взаимодействие музыкального руководителя с родителями способствует повышению педагогической компетентности родителей, положительно влияет на качество воспитания и развития дошкольников, позволяет осуществить личностно – ориентированный подход к каждому ребенку, дает возможность самосовершенствоваться педагогам. Принципы взаимодействия с родителями: 1. Доброжелательный стиль общения (позитивный настрой на общение является прочным фундаментом взаимоотношений) 2.Индивидуальный подход (педагог должен чувствовать настроение родителей, Здесь пригодиться человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации) 3.Сотрудничество, а ненаставничество. (Современные родители в большинстве своем грамотные , осведомленные и конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать детей. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, заинтересованность разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь – главный ключ во взаимоотношениях педагога с родителями. Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьей. В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни. Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя, педагогов и родителей детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. В детский сад № 83 я пришла в сентябре 2018 года, до этого работала в детском саду № 14, который является садом закрытого типа. Специфика детского сада № 14 не позволяет осуществлять работу с родителями в полной мере. По результатам анкетирования , которое провела в начале 2019 года, я сделала вывод, что многие родители заинтерисованы в музыкальном развитии детей и многие согласны оказать помощь и участие в проведении музыкальных мероприятий (сшить костюм, нарисовать декорации) Существуют множество форм работы с родителями. Взаимодействие с семьей осуществляется в следующих формах: 1.Информационный блок: - «Родительская почта» Способствует выявлению интересов, потребностей, запросов родителей, установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми, помогает выявлению семейных талантов. В специальных закрытых ящиках, шкатулочках, родители могут поместить анонимные записки с вопросами, замечаниями и предложениями по работе музыкального руководителя, по содержанию музыкального воспитания в образовательной организации с целью их дальнейшего обсуждения. - «Копилка достижений»даёт возможность поделиться интересными материалами и семейными достижениями, а также оставить отзыв о работе музыкального руководителя. - «Копилка добрых дел».Здесь музыкальный руководитель может выразить благодарность родителям и детям за помощь, участие в конкурсах, концертах. - На родительских собранияхродителям предоставляется информация о музыкальном воспитании и развитии дошкольников, о программах и технологиях, используемых в музыкальной деятельности, о планах на предстоящий период. Тематика выступлений может быть самой разнообразной: - «О роли семьи в эстетическом развитии малыша» - «Давайте поговорим о музыке » - «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье», - «Слушание музыки в эмоционально-личностном развитии детей дошкольного возраста» - «Развитие творческих способностей средствами музыки» и др.). Также на родительских собраниях обсуждаются организационные вопросы, связанные с подготовкой к праздникам и развлечениям (участие родителей, костюмы), оговаривается помощь в оформлении к праздникам, в организации совместных посещений музыкальных спектаклей, кукольного театра, циркового представления и т.д. -Консультациииспользуются для оказания помощи родителям в музыкальном воспитании ребёнка в семье. Они проводятся как в устной форме, с лично обратившимися родителями, так и в виде печатных материалов, в виде буклетов или статей на специальном информационном стенде или в папке-передвижке. Темы консультаций могут быть самыми разными в зависимости от потребностей родителей «Музыка в семье дошкольника» «Музыкотерапия для дошколят» «Как определить уровень музыкальных способностей вашего ребёнка?» «Как воспитать у ребёнка интерес к музыке?» «Приёмы развития певческого голоса» «Об обучении детей игре на детских музыкальных инструментах» «Домашний концерт» «Всё начинается с колыбельных песен, потешек, сказок», «Самый семейный праздник» «Народные праздники и традиции» - Индивидуальные беседы. Их тематика также разнообразная, возникающая по инициативе одной из сторон. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу. Примерные темы бесед: «Охрана слуха и голоса ребёнка», «Какую музыку должен слушать ребёнок в определённом возрасте?», «Десять причин для обучения ребёнка музыке» «Как помочь вашему ребёнку красиво и правильно петь?», «Внешний вид ребёнка на музыкальном занятии и праздничном утреннике» - Наглядно-педагогическая пропаганда в «Родительских уголках» родители знакомятся с информацией о предстоящем празднике, с музыкальным репертуаром, получить помощь по созданию предметно- музыкальной среды в семье. В родительских уголках размещаются памятки и рекомендации по развитию музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки «Что такое музыкальность?» «От природы музыкален каждый!» «Музыка начинается в семье» «Целебная сила музыки» «Влияние музыки на психику ребёнка» «Рекомендации по слушанию музыки с детьми», «Композиторы - детям» «Домашний оркестр» «Особенности формирования музыкальности у дошкольника» «В свободную минутку» и пр.). - Музыкальная библиотека и фонотека.Это фонотека и видеотека с музыкой для танцев, детскими песнями, записями шедевров мировой классики, детскими сказками, музыкой для релаксации, детскими песнями из мультфильмов и детскими музыкальными фильмами. Картотека и фонотека музыкальных инструментов. Буклеты и книги по развитию певческих умений и навыков, методические рекомендации по вопросам развития музыкально- двигательной деятельности. Весь материал музыкальной библиотеки и фонотеки доступен для каждого родителя. - Газеты и фотовыставкиособенно привлекают внимание мам и пап. Они содержат отчёты о проведённых праздниках, развлечениях, театрализованных постановках, сопровождаются небольшими стихотворениями. -«Дни открытых дверей», открытые просмотры ООД, экскурсии по образовательному учреждению.Для вовлечения родителей в музыкально- образовательный процесс традиционно проводятся открытые занятия, на которых мамы и папы вместе с детьми «овладевают» всеми видами музыкально-певческой деятельности, исследуют природные возможности голосового аппарата, особенности взаимодействия его со слухом, движением, включаются в музыкально-творческий процесс. Благодаря таким занятиям постепенно из пассивных зрителей родители превращаются в активных участников - «помощников» в решении задач музыкального воспитания, что даёт позитивные результаты. Также при проведении «Дней открытых дверей» родители знакомятся с музыкальными центрами («Музыкальными уголками») в группах, оборудованием музыкального зала, выставками совместного творчества и другими материалами для развития художественно-эстетического творчества у детей дошкольного возраста. - Использование социальных сетей (компьютерных ресурсов). Компьютерные технологии используются для популяризации музыкального воспитания в семье. На сайте дошкольной организации создаётся раздел музыкального воспитания («Музыкальная страничка»), где в доступной для родителей форме рассказывается о достижениях детей, о том, над чем можно поработать в домашних условиях, даются рекомендации по проведению дней рождений и семейных праздников, о том, какую музыку предпочтительнее слушать детям данного возраста и т.д. - Персональный сайт музыкального руководителя детского садатакже призван сделать родителей участниками полноценного музыкально- образовательного процесса в ДОО, повысить их педагогическую компетентность в вопросах музыкального воспитания дошкольников. Здесь же музыкальный руководитель может рассказать о том, какие учреждения дополнительного образования, расположенные в непосредственной близости от детского сада помогут ещё эффективнее развить у ребёнка певческие, танцевальные, исполнительские и прочие навыки. Наиболее интересной инновационной формой развития интереса у детей и родителей к музыкальным занятиям и музыке в целом могут стать размещаемые на сайте интерактивные игры, нацеленные на изучение музыкальной грамоты, а также слайдовые презентации, посвящённые интересным событиям, проходившим в детском саду. Важно отметить, что подобные материалы помогают и детям лучше усвоить полученные знания, и родителям быть информированными, чем занимается их ребёнок в детском саду, в каком направлении развиваются его интересы, что можно дополнительно узнать по пройденной теме.
2 Практический блок: -Анкетирование. Цель - выявление условий музыкального развития ребёнка в семье. -Совместная культурно-досуговая деятельность. Данное направление может быть представлено такими формами как праздники, вечера досуга, игры-путешествия и прочее. Темы данных мероприятий берутся самые разнообразные, при этом обязательно учитываются интересы детей и их родителей. Здесь следует отметить, что в организации совместной культурно- досуговой деятельности самое главное - это активное включение родителей в проводимое мероприятие. Они должны стать активными участниками, а не пассивными зрителями. Когда родители активно участвуют в исполнении песен, танцев, играют в оркестре и театрализованных постановках, родители лучше понимают, как нелегко ребёнку выполнить то, или иное задание, и такая совместная деятельность детей и родителей под руководством музыкального руководителя позволяет создать настоящий творческий процесс, который непременно позитивно скажется на оптимизации детско-родительских взаимоотношений. - Театральные постановки с участием родителей. Родители с удовольствием откликаются на предложение принять участие в детских мероприятиях: сыграть небольшую роль, изобразить на колокольчиках звук капели или дождя, устроить раскаты грома, маленькими зеркальцами изобразить «блеск сокровищ», подыграть на ударных музыкальных инструментах и многое другое. - Музыкальные семейные творческие гостиные, конкурсы. Конкурсы семейных талантов, презентации национальных раритетов, семейных традиций. Эта интересная форма работы помогает родителям группы лучше познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми. -Семейный клуб – ещё одна интересная форма взаимодействия педагогов с родителями. Целью таких встреч является активизация творческого потенциала родителей и детей в разных видах художественно-музыкальной деятельности. Возможные темы: «Радость общения», «В гостях у семьи», «За чашкой чая» -Школа молодой семьи - это знакомство молодых родителей с методами и приёмами развития музыкального творчества («Сядем рядком да поговорим ладком!»), с музыкально-эстетическими играми и детским фольклором («Влияние музыкальных игр на развитие ребёнка»), изготовление родителями книжек-малышек («Моя первая колыбельная») и совместное творчество бабушек, мам и детей («Матрёшки», «Кукла-самокрутка»). - Гость группы - мероприятие с участием приглашённого родителя, представителя семьи для ознакомления с русскими национальными обычаями, обрядами, музыкальной культурой, творчеством и пр. - Мастер-классыразвивают художественно - эстетический вкус, творческие способности родителей и детей, формируют педагогическую компетентность и вовлекают семьи в воспитательно-образовательную деятельность детского сада. Возможные темы: «Создай лучший костюм!» «Цветы в подарок!» «Снаряжение для богатырей» «Создание совместных песенников» «Народная игрушка своими руками» «Мастерим музыкальные игрушки всей семьёй!», «Играем вместе с детьми». - Проектынаправлены на объединение усилий образовательной организации и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребёнка. В процессе работы над проектом создаётся детско-взрослое сообщество: «дети – педагоги родители», где происходят такие процессы как содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности. Возможные темы проектов: «Что за прелесть эти сказки!» «О чём говорит музыка?» «История скрипки» «Путешествие нотки» «Откуда родом театр?» «В Стране Светофории» «В гости к Царице Воде» Результат проектов – совместные мероприятия по заявленной теме. - Тематические выставки совместного творчества– одна из эффективных форм работы с родителями. Темы выставок: «Музыкальные игрушки-самоделки» «Слушаем и творим!» «Мы рисуем Музыку!» «Семейное древо» «Семейные традиции» «Сочиняем и рисуем сказку!» «Мой любимый город» «Золотые руки наших бабушек» «Ёлочка-ёлка» - Мини-музеи. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей. Для создания групповых коллекций открыток, значков, предметов по определённой теме «Музей музыкальных инструментов» «Музей Ёлочки» «Музей куклы» «Памятники и обелиски», «Музей цветов» Родителями предоставляются альбомы с фотографиями, предметы быта и искусства, хранящиеся в семье. - Виртуальные игры в социальных сетях- это одно из нововведений. Викторины и кроссворды для совместной деятельности родителей и детей «По страницам былин» «Любимые композиторы» «Найди дом музыкальному инструменту»). Ответы на вопросы отправляются на почтовый адрес детского сада. Выявляются победители и лауреаты и объявляются результаты. - Дневник достижений или портфолио. В дневнике достижений на информационном стенде по художественно-эстетическому творчеству размещаются фотографии, сделанные во время досуговых мероприятий и конкурсов, рисунки, результаты участия в конкурсах и достижения ребёнка в области художественно-эстетического развития. Портфолио создаётся совместно с родителями. В своей практике я использую следующие формы работы с родителями. На каждой возрастной группе заведена папка «Работа с родителями по музыкальному воспитанию. В которой указаны дни и часы приема для родителей по вопросам музыкального воспитания. Так же вложены консультации и практический музыкальный материал. Заведена в детском саду «Копилка достижений», где размещены по группам разделы (отзывы родителей успехи и достижения детей) Так как в детском саду проводятся родительские собрания, запланировала посещение раз в год на каждую группу с целью выступлений. Привлекаю родителей участвовать в культурно – массовых мероприятиях. (День матери – подготовительная группа, Новый год – 1 младшая группа) В социальной сети контакт создана группа «Все о музыкально воспитании для родителей», где выкладываются стихи к праздникам, песни, разный материал о музыке, музыкальных инструментах, композиторах, советы родителям по музыкальному воспитанию). Использую такую форму работы, как музыкальная фонотека с целью закрепления музыкального материала. Родители в любое время могут перекинуть материал на свой флеш – накопитель. Перспективы: Продолжать тесное сотрудничество с родителями, используя предыдущие формы и внедряя новые. 1. Музыкальные проекты и презентации. 2. Организовать школу молодой семьи. 3. Приглашение тех родителей, которые работают в сфере музыки, театра. 4. Оформить картотеку интерактивных игр. 5. Проведение мастер – классов. 6. Организация тематических выставок. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует его вкусы и предпочтения. Успех музыкального развития ребёнка непосредственно зависит от тесного сотрудничества, взаимопонимания, такта, терпения между семьёй и коллективом образовательной организации. Только творческий союз педагогов и родителей может наполнить жизнь ребёнка интересными событиями. 17 июня 2020 в 09:01
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.