Лукичева Елена Владимировна, музыкальный руководитель
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста cредствами музыкально-дидактических игрФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет ряд требований к современному образованию дошкольников, делая акцент на реализации образовательной программы в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыка играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Одной из основных задач современного музыкального образования является развитие музыкальности ребёнка. Так как само по себе восприятие музыки довольно сложный процесс, требующий от ребёнка внимания, мышления, определённых знаний, то актуальность использования игры, как основного вида детской деятельности, имеет особое значение. В сфере музыкального образования значительная роль отводится музыкально - дидактическим играм, так как они представляют собой часть методики музыкального воспитания и педагогической науки, опираясь на дидактические принципы: (Слайд 2) воспитывающее обучение; научность; доступность наглядность;Использование музыкально–дидактических игр позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, её выразительных возможностях, а также развивать музыкальные способности – звуковысотный слух, чувство ритма, тембровый и динамический слух. Участие дошкольника в музыкально–дидактической игре предполагает умелое использование ребёнком имеющегося у него ещё совсем небольшого музыкального и жизненного опыта, требует качественного изменения мыслительных процессов, более высокого уровня музыкального восприятия. Музыкальные задания, выполняемые с помощью таких игр, значительно повышают интерес ребёнка к обучению, развивают самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер. Современными исследователями доказано, что формировать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой. Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Может поэтому, многие специалисты утверждают, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования музыкальных способностей. На протяжении 3 лет я веду работу по теме «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и пособий». Цель моей работы - развитие у детей музыкальных способностей, умение различать свойство музыкального звука с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания. (слайд 3) Цель работы определила и поставила следующие задачи: (Слайд 4) 1) Совершенствовать формы и методы обучения в процессе использования музыкально-дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности; 2) Наработать вспомогательный музыкально-дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе; 3) Развивать музыкальную грамотность педагогов посредством профессионального взаимодействия; 4) Вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс; 5) Провести анализ эффективности проведённой работы. (Слайд 5) В ходе работы над темой была выдвинута гипотеза: я предположила , что процесс развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, будет происходить эффективнее, если использовать музыкально-дидактические игры и пособия. Свою работу я начала с изучения и анализа соответствующей литературы. На особую значимость развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста указывали известные педагоги: О.П.Радынова, В.А.Деркунская, А.Г.Гогоберидзе, А.Н.Зимина, Н.А.Ветлугина и др. Педагоги-музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Большой вклад в изучение содержания понятия «музыкальные способности» внесли труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов: Б.М.Теплов, Н.А.Метлов, Б.В.Астафьев, Д.Б.Кабалевский, Н.А.Ветлугина, Карл Орф и др. (слайд 6) Занятия с играми отличаются оригинальностью, самобытностью, стимулируют творческую инициативу детей, повышают интерес, способствуют самореализации, самообразованию, самопознанию – а это важные факторы в развитии личности ребёнка. (слайд 7 ) Таким образом, музыкально-дидактические игры носят полифункциональный характер, их можно рассматривать как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке; как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность; как средство музыкального общения и развития ребёнка. Выделяют три вида музыкальных способностей: ладовое чувство, музыкально-слуховое представление и чувство ритма. Зная, что ладовое чувство проявляется при восприятии музыки, как эмоционально переживание, прочувствованное восприятие, для его развития я использую игры и пособия, которые способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра: «Угадай мелодию», «Что делают в домике?», «Три цветка», «Песня, танец, марш» и др. (слад 9) Музыкально-слуховое представление включает в себя память и воображение, это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии. Игры и пособия для развития этой способности связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения. В своей работе я использую музыкальные лесенки, набор разнозвучащих колокольчиков, выкладывание на нотном стане кружочков, соответствующих высоте звуков мелодии. Это такие игры, как «Музыкальное лото», «Кого встретил колобок?», «Три поросёнка», «На чём играю?» и др. (слайд 10, 11) Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Для развития этой способности я использую игры и пособия, связанные с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений: «Научи матрёшку танцевать», «Ритмическое лото», «Ритмические картинки», (слайд 12, 13, 14) Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Знакомство детей с новой игрой происходит во время музыкальных занятий. Я знакомлю детей с правилами игры, ставлю перед ними определенную дидактическую задачу. Усвоенные на занятиях правила и игровые действия музыкально-дидактических игр переносятся детьми в их самостоятельную деятельность, что считаю одним из эффективных средств при развитии музыкальных способностей. Большая роль в организации и проведении музыкально-дидактической игры принадлежит воспитателю, который является инициатором проведения игры. Воспитатели закрепляют и обогащают в процессе музыкально-дидактической игры музыкальные впечатления, навыки, знания и способности детей. Впоследствии дети самостоятельно играют, без помощи педагога, выбрав ведущего среди сверстников Проводимые музыкально-дидактические игры позволили сделать вывод о своеобразии музыкального развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание музыкальных занятий. В результате проделанной работы было выявлено: (слайд 15) * Слуховое внимание детей стало более организованным; * Улучшилась реакция на высокие и низкие звуки, а также на определение инструментов по тембру и динамическому звучанию; * Стал более точным ритм, и не только в хлопках, но и в передаче его в игре на детских инструментах. Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по использованию музыкально-дидактических игр способствует успешному развитию музыкальных способностей дошкольников. Именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка. И развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами. Музыкально-дидактические игры являются очень важным и действенным средством. В дальнейшей работе ставлю перед собой задачи: (Слайд 16) продолжать совершенствовать основные движения в музыкально-дидактических играх; добиваться, чтобы каждый ребёнок усваивал игру, знал её и умел играть не только на музыкальных занятиях, но и вне детского сада; воспитывать детей – организаторов игр; привлекать родителей к изготовлению дидактических игр из подручных средств для того, чтобы их использовать в домашних условиях; оставаться творческой личностью и расширять свой художественный кругозор.Последовательность, систематичность, эмоциональный настрой, разнообразные методы и приёмы – главное направление в моей работе. Анализируя опыт работы, я сделала вывод, что есть резерв в совершенствовании работы над развитием музыкальных способностей дошкольников. Его я вижу в интегрированном подходе, который является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому». 17 июня 2020 в 09:10
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.