Лукичева Елена Владимировна, музыкальный руководитель
Игры для детейИгры со звучащими жестами
-ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ-
Один из методов обучения детей пению – метод "Звучащих жестов". Звучащие жесты – это: хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами. Так просто – удивитесь Вы. Да, да, так просто! Эти элементарные звуко-двигательные выразительные средства широко используются в методике музыкального воспитания по системе Карла Орфа и получили общее название «звучащих жестов». Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как всегда находятся «под рукой». Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов на начальном этапе развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность. А в дальнейшем «появляется» не только чистота интонирования, но, главное, выразительность в пении детей. Слаженность трёх компонентов (речи, музыки и жестов) помогает развивать детские эмоции, позволяет повысить интересы ребёнка к занятиям, пробудить его мысль и фантазию. Звучащими жестами можно сопровождать исполнение несложных мелодий и попевок. Хлопки. Даже такой простой вид движений, как хлопки - требует некоторой сноровки. Присмотритесь, как хлопаете вы, ваши друзья, ваши малыши. Хлопки могут быть разными, а от этого разными будут и звуки, произведенные ими. Хлопок горстью – ладони принимают форму чаши, между ними образуется полое пространство и звук получается глухим.
Возможны хлопки перед собой, а также за спиной, над головой, в ту или другую сторону. Следует перепробовать все возможные варианты. Это обостряет внимание детей к качеству звука и будет впоследствии хорошей основой для развития музыкальности. Шлепки. Под шлепками подразумевается упругий удар кистями рук по бедрам у колен. Шлепки дают новую звуковую окраску и могут применяться как сами по себе, так и чередуясь с хлопками и притопами. Шлепки можно выполнять как сидя, так и стоя. В последнем случае корпус, тем не менее, должен оставаться свободным и вместе с тем как бы «готовым к прыжку». Щелчки. В каждой группе ребят можно найти таких, которые умеют щелкать пальцами. Некоторые этому могут научиться тотчас же, но не все, так как не каждая рука пригодна для этого. Важно, чтобы щелканье пальцами выполнялось без напряжения, свободно и легко. В зависимости от темпа щелчки можно делать со вспомогательным взмахом руки или без него, одновременно обеими или попеременно правой и левой руками. Притопы. Можно делать притопы одной ногой или попеременно двумя, оставаясь на одном месте или продвигаясь вперед. Для некоторых детей будут полезны предварительные упражнения: сгибание и выпрямление колен (полуприседание) при сомкнутых ногах; момент выпрямления акцентируется. Исходное положение для самого притопа: голень отведена под углом слегка назад, колено к колену, оба колена слегка согнуты. В момент удара оба колена – выпрямлены. При разучивании новых распевок дети всегда с интересом включаются в игру и придумывают новые звучащие жесты, подходящие к данной распевке. Играйте ритмы звучащих жестов с детьми, и вы совсем скоро увидите волшебный результат. Это один из природных, биологических законов развития музыкальности. С чего начать? С самых маленьких и простеньких упражнений. Игра «Эхо» Взрослый прохлопывает простейший ритм, затем ребенок его дружно повторяет, хлопая в ладоши, шлепая по коленям или топая ногами.
Игра-приветствие «Здравствуйте» Взрослый: Здравствуйте, ручки!
«Лиса» Русская народная мелодия. Уж как шла лиса домой, (Хлопок, шлепок по коленям)
«Лесенка» Музыка Е.Тиличеевой. Вот иду я вверх (Пальчики «шагают» по коленям, шлепок) Вот иду я вниз. (Притопы ногами, хлопок)
«Лепёшки» Украинская прибаутка. Наберу мучицы, (Круговые движения по коленям)
«Скок – скок – поскок» Русская народная потешка. Скок, скок, поскок (Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.)
«Лягушка» Л.В. Виноградов. Вот лягушка по дорожке (Поочерёдные хлопки по коленям - себе-соседу-себе-соседу)
(Щелчки ногами, не отрывая пятки от пола, шлёпать пальцами ног)
«Дятел» Муз. Н. Леви. Тук, тук, тук-тук-тук (Стучим кулачок об кулачок)
«Ёжик и бычок» Л.В. Виноградов Встретил ёжика бычок (Поочерёдно шлепки по коленям себе-соседу-себе-соседу)
«Жучка и кот» Чешская народная прибаутка В погреб лезет Жучка, (Пальчики «бегут» по коленям)
«Мы капустку солим» Мы капустку рубим, рубим (ребрами ладошек стучат по столу).
«Едет, едет паровоз» Г.Р. Несакс Едет, едет паровоз (Поочерёдно притопы ногами, 3 шлепка по коленям)
«Тюшки – Тютюшки» Т.Э. Тютюнникова Тюшки –Тютюшки сделаем хлопушки: хлоп–хлоп – хлоп, хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп. Тюшки – Тютюшки хлопушки, топотушки: хлоп – хлоп – хлоп, топ- топ- топ- топ- топ. Тюшки – Тютюшки хлопушки и щелкушки: хлоп – хлоп – хлоп, щёлк - щёлк – щёлк. Тюшки – Тютюшки хлопушки и борчушки: хлоп – хлоп –хлоп, бр – р-р-р-р. Тюшки – Тютюшки хлопушки и шлепушки: хлоп – хлоп – хлоп, шлёп – шлёп – шлёп. Тюшки –Тютюшки хлопушки и бамбушки: хлоп – хлоп – хлоп, бом-бом-бом. Тюшки –Тютюшки хлопушки, цокотушки: хлоп – хлоп – хлоп, цок, цок, цок. Тюшки –Тютюшки хлопушки, колотушки: хлоп – хлоп – хлоп, (постучали кулачками).
Игра: «Листья» Дети сидят на полу в кругу (3-5 детей - «листья»). Внешние дети находятся за листьями (шуршание, скрипение, звуки речи - создают динамическое крещендо). «Поднять» лежащие «Листья», которые должны чутко реагировать на изменение динамики, продолжать импровизировать, имитируя движения листьев в порыве ветра. Звуковая форма может быть подвижной, с изменениями и перепадами динамики. Дети, которые двигались, садятся в общий круг, и импровизируют вместе со всеми жесты к тексту педагога. Затем «листьями» становятся другие. 1. Сморите, смотрите, падает лист, А воздух осенний прозрачен и чист! Листья кружатся и падают. (Игра звуками - листья поднимаются). Весной, разрывая клейкие почки, На ветках взрывались хлопушки - листочки. (Дети щелкают в воздухе пальцами). 2. Смотрите, смотрите, падает лист! Желтый, сухой, он теперь неказист! (Листья падают, игра звуками). Листья писала мазками теней, Портреты июньских, солнечных дней. (Импровизация жестов). 3. Смотрите, смотрите, падает лист, И лес опустевший не так голосист. (Листья падают, игра звуками). Деревья уснули и спят до весны И смотрят лесные, зеленые сны. (Импровизация жестов) «Мелкий дождик моросит» Используются инструменты - треугольник, маракас, металлофон. Исполнять стоя, располагаясь по залу, заполняя всё пространство. (Звучит спокойной музыки). Мелкий дождик моросит: Кап, кап, кап, кап! В листьях сада шелестит: Кап, кап, кап, кап! Мокнет мяч у ворот: Кап, кап, кап, кап! Мокнет поле, огород: Кап, кап, кап, кап! (Щелкают пальцами по очереди каждой рукой). Что-то шепчут листья - Подойдем и спросим. Листья отвечают: «Осень, осень, осень…» (Шуршат ладошками). И сползают тучи, птиц куда-то прячут, Все сильнее ветки плачут, плачут, плачут.(Выполняют руками волнообразные движения).
«Листопад» Осень, осень! Листопад! (Хлопки) Лист осенний конопат, (Щелчки) Листья рыжие шуршат (Трут ладошками) И летят, летят, летят. (Качают руками) «Ежик и барабан» Упражнение на развитие чувства ритма. Педагог читает стихотворение, а дети играют на барабане (или имитируют игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом.
«Дятел» Т.Э.Тютюнникова Педагог: Дятел сел на толстый сук
«Шумит оркестр». Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют.
Игра: «Ритмическое эхо».
Игра: «Хлопот в такт».
Игра: «Музыкальные топотушки».
- Показ рукой - ударение на каждое слово.
- В старом лапоточке, по рытвинам, по кочкам,
- «Перевертушки»
- «Сыграй, как я».
- Пение с движением руки по движению мелодии.
«Заиграла погремушка». - Заиграла погремушка Дети (хлопают в ладоши) Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлоп! - Вдруг затопала Марфушка Дети (топают) Топ! Топ! Топ! Топ! - И заквакала лягушка. Дети: Ква! Ква! Ква! Ква! - Ей ответила болтушка. Дети: Да! Да! Да! Да! - Застучала колотушка. Дети (кулачок о кулачок) Тук! Тук! Тук! Тук! - Вторит нам в ответ кукушка. Дети: Ку-ку! Ку-ку! - Запалила громко пушка. Дети: (кулачками по груди) Бах! Бах! Бах! Бах! - И заохала старушка. Дети: (хватаются руками за голову) Ах! Ах! Ах! Ах! - Замычала и телушка. Дети: (показывают рожки). Му! Му! Му! Му! - Завизжала с нею хрюшка. Дети: (прикладывают кулачки к носу) Хрю! Хрю! Хрю! Хрю! - Зазвенела побрякушка. Дети: (ударяют по коленям) Бряк! Бряк! Бряк! Бряк! - Заскакала попрыгушка. Дети: Прыг! Прыг! Прыг! Прыг! - Вот такая вот петрушка! Дети: Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлоп! - Нам на месте не сидится, Любим мы повеселиться. Нам играть и петь не лень, Мы плясали б целый день. (Любая пляска) 18 июня 2020 в 09:22
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.